img

Гид по Стамбулу

Императорский монетный двор (Darphane-i Amire)

Османский монетный двор открылся здесь в 1727 году, но большинство из того, что здесь можно увидеть, датируется временем правления Махмуда II(1808-39), когда комплекс был расширен. В 1967 году монетный двор перенесли в новое место. Теперь здесь располагаются лаборатории государственной реставрации и отдел охраны памятников, но, тем не менее, посетители могут в рабочее время осмотреть здание снаружи.

Собор Св. Ирины (AyaIrini Kilisesi)

Хотя современная церковь датируется только 6-м веком, это как минимум третье здание, которое считается старейшим местом поклонения христиан в Стамбуле. В течение десятилетий после завоевания города мусульманами в 1453 году, она была включена в комплекс дворца Топкапы и использовалась как склад для оружия.

Сегодня здание, в котором хорошая акустика, является местом проведения концертов во время Стамбульского Музыкального фестиваля.

Примечание: данная статья является продолжением рассказа о Турции. Предыдующую часть можно прочесть здесь: Путешествие в Турцию

Внутри можно увидеть три интересные детали, которые не сохранились в другой византийской церкви города. Синтрон- пять рядов встроенных скамей, был предназначен для духовенства, совершающего службу. Над ним вырисовывается простой черный мозаичный крест на золотом фоне, датируемый иконоборческим периодом, который пришелся на 8-й век, когда были запрещены фигуративные изображения. В задней части церкви находится нечто подобное на клаустро, или крытую галерею, где когда-то покойные византийские императоры лежали в порфировых саркофагах. Многие из них были перевезены в археологический музей.

Фонтан Ахмета III (Ahmet III Cesmesi)

Фонтан, построенныйв 1728 году, самый красивый из огромного множества фонтанов Стамбула, пережилзначительные перемены при султане АхметеIII. Многие другие памятники, построенные султаном во время его правления, которое получило название Тюльпанный Период, были разрушены и уничтожены. Фонтан выполнен в изысканном стиле турецкого рококо, имеет пять куполов, ниши в форме михраба и головокружительные цветочные рельефы.

Османские «фонтаны» не бьют струями воды, но больше используются как общественные краны. Иногда рядом открывают лавочку, или себил, где предлагаются освежающие напитки.

Здесь каждая из четырех стен фонтана оснащена краном, или чешме, под которыми находятся резные мраморные бассейны. Над каждым краном можно увидеть сложные каллиграфические надписи, сделанные в 18-м веке поэтом СейитВехби Эфенди. Надпись золотом на сине-зеленом фоне сделана в честь фонтана и его основателя. В каждом из четырех углов находится себил, поддерживаемый тремя окнами, зарешеченными декоративными мраморными решетками. Вместо обычной воды со льдом, всем проходящим мимо этого фонтана был бы предложен шербет и ароматизированная вода в серебряных кубках.

Улица холодного фонтана (Sogukсesme Sokag?)

Ряд очаровательных старых деревянных домов на этой узкой, мощеной улочке (улице холодного фонтана), которая зажата между наружными стенами дворца Топкапы и высокими минаретами собора Св. Софии, любима многими туристами. Традиционные домики сохранились в том виде, как они были построены в городе в конце 18 века.

Здания на этой улице были отреставрированы турецким туристическим и автомобильным клубом (TTOK) в 1980-х годах. Некоторые из них сделаны в необычном стиле и переоборудованы в привлекательные гостиницы, которые пользуются большим спросом у туристов. Еще одно здание ТТОК превратил в библиотеку исторических трудов о Стамбуле и архив гравюр и фотографий города. Римский резервуар внизу улицы был преобразован в уютный ресторанчик Сарниц (Цистерна).

Двор Кафер Ага (Cafer AgaMedresesi)

Этот тихий дворик в конце улицы был построен в 1559 году архитектором Синаном для главного черного евнуха как медресе (теологический колледж). Бюст Синаныпомещен во дворе за вывеской кафе.

Комнаты, служившие некогда как студенческие общежития, сейчас используются для отображения, как правило, различных ремесленных изделий, в том числе ювелирных изделий, шелковых принтов, керамики и каллиграфии.

Парк Гюльхане (Gulhane Park?)

Парк Гюльханенаходится ниже основания дворца Топкапы. Сегодня он имеет заброшенный вид, но это все еще тенистое место, где можно прогуляться, оно также включает в себя несколько интересных достопримечательностей.

В парке теперь уже нет зоопарка, но с правой стороны можно отыскать аквариум и заброшенный водопад. Он расположен в кавернозных сводах римских водохранилищ. В самом дальнем конце парка стоит Готская Колонна, хорошо сохранившийся монумент победы 3-го столетия, окруженный деревянными чайханами. Его название произошло от латинской надписи на нем, которая гласила: «Фортуна возвращается к нам, так как мы победили готов».

На улице Кеннеди (KennedyCaddesi), главной дороге, ведущей вдоль северо-восточной части парка, находится место наблюдения, откуда видно место, где бурно встречаются Золотой Рог и Босфор.

Блистательная Порта (Bab-Ali)

Зарубежные послы, приходящие в османскую Турцию, были известны как послы к Высокой Порте, и названы так были в честь монументальных ворот, которые вели к дворцу великого визиря. Создание Высокой Порты сыграло важную роль в османском обществе, потому что эти ворота зачастую могли обеспечить эффективный противовес причудам султанов.

Ворота в стиле рококо, которые вы видите сегодня, были построены в 1840-х годах. Этот охраняемый вход сейчас закрыт Стамбульскими органами власти провинции.

Археологический музей (Arkeoloji Muzesi)

Хотя эта коллекция старинных вещей была начата только в 19 столетии, органы власти провинций собрали ее со всех уголков Османской империи. Сегодня музей владеет одной из богатейших в мире коллекций классических артефактов, а также включает в себя сокровища доклассического мира. Главное здание было построено под руководством Османа Хамди Бея (1881-1910) для того, чтобы там хранить его находки. Этот археолог, художник и крупный ученый обнаружил изысканные саркофаги в королевском некрополе в Сидоне, современном Ливане. Дополнительное крыло, открытое в 1991 году, содержит детский музей.

Купальни Джагалоглу (Cagaloglu Hamam)

Самой роскошной из всех турецких купален считается купальня Джагалоглу, которая была построена в 1741 году. Доход, получаемый от них, был назначен на содержание библиотеки Махмуда в Соборе Св. Софии.

Более маленькие городские купальни имели разное время длямужчин и женщин, в которое они могли ее использовать. Но в больших ваннах, таких как эта, есть секции, которые полностью изолированы. В купальнях Джагалогу мужская и женская секции находятся под прямым углом друг к другу, а войти в них можно только с разных улиц. Каждая секция состоит из трех частей: камекан (парилка), согуклук (предбанник) и главная ванна или харарет, в центре которого находится массивная прямоугольная плита, на которой делали массаж.

Купальни Джагалогу пользуются популярностью среди иностранных туристов, так как сотрудники с удовольствием объясняют последовательность процедур. А если вы не хотите потеть, вы можете только заглянуть внутрь ведущего туда коридора, а также в камекан в мужской секции. Здесь вы найдете небольшую выставку османских одежд для купания, в том числе неустойчивые деревянные башмаки, которые когда-то носили женщины. Зачастую поход в купальню был для них единственной возможностью выйти за пределами дома. Вы можете также отдохнуть и выпить около фонтанов в спокойномкамекане.

Станция Сиркеджи (SirkeciGar)

Этот великолепный железнодорожный вокзал был построен для того, чтобы, наконец, получить долгожданный восточный экспресс (OrientExpress) из Европы. Официально он был открыт в 1890 году, даже несмотря на то, что за год до этого в Стамбул пустили роскошный поезд. Дизайн, созданный немецким архитектором Ясмундом, удачно сочетает в себе характерные окна, арки и каменную кладку, что отражает разнообразие архитектурных традиций в Стамбуле.

В рамках культурного проекта для поднятия престижа этой области, в главном зале вокзала будут представлены некоторые сокровища из дворца Топкапы.

Станционное кафе является прекрасным местом, где можно на некоторое время скрыться от городской суеты. Сиркеджи обслуживает европейскую часть Турции и другие европейские точки на западе. Другой важный вокзал в Стамбуле, Хайдарпаша, находится на азиатской стороне Стамбула.

Всемирно известный Восточный экспресс

Восточный экспресс впервые совершил свой путь из Парижа в Стамбул в 1889 году, покрыв расстояние в 2,900 км (1,800 миль), что составляет трехдневное путешествие. Как вокзал Сиркеджи, так и гостиница Пера Палас в Стамбуле были построены специально для приема пассажиров восточного экспресса. Богатые и часто знаменитые пассажиры «Поезда королей и короля поездов» действительно ездили на королевском поезде, так как среди них были президенты, политики, аристократы и актрисы. У короля Болгарии Бориса III даже вошло в привычку, вести поезд вместо машиниста, когда он проезжал через свою собственную страну.

Помимо экзотики и романтики, направление на Стамбул у многих вызывало ассоциациис плавильным котлом для дипломатов и торговцами оружием. Это вдохновляло писателей, и по этим мотивам было написано не менее 19 книг – в том числе «Убийство в восточном экспрессе» Агаты Кристи и «Стамбульский поезд» Грэма Грина, а также снято 6 фильмов и написано одно музыкальное произведение. Во время холодной войны стандарты роскоши были разбиты, хотя и плохо обслуживаемый поезд, даже без вагона-ресторана, дважды в неделю ходил в Стамбул вплоть до 1977 года.

Турецкие бани

Ни одно путешествие в Стамбул не будет полным, если вы не проведете час или два в турецкой бане, сто оставит у вас ощущение, что все тело омолодилось. Турецкие бани мало чем отличаются от бань древнего Рима, откуда они в общем-то и пришли, за исключением бассейна с холодной водой, в который погружались в конце всех процедур.

Полный комплекс услуг включает в себя период релаксации в парилке, заполненной паром, перемежевывающийся с этапами энергичного намыливания и массажа. Здесь нет никаких временных ограничений, но вам понадобится, по крайней мере, полтора часа для неторопливого принятия ванны. Вам предоставят полотенце и мыло, но в то же время вы можете воспользоваться своими туалетными принадлежностями. Две исторические бани, расположенные в старой части города, Чемберлиташ и Джагалоглу, предлагают иностранным туристам вдобавок ко всему питание. Несколько фешенебельных отелей имеют свои бани.

Султанахмет

Два самых значительных памятника в городе находятся напротив друг друга, и их разделяет только площадь, известная как Площадь Султанахмет. Голубая мечеть была построена султаном АхметомI, отчего эта часть города и получила такое название. Напротив находится собор Св. Софии, выдающийся пример византийской архитектуры, который до сих пор считается одним из самых выдающихся соборов в мире. Площадь перед Голубой мечетью является крайней стороной Ипподрома, стадиона для гонок колесниц, построенного римлянами около 200 года н.э. По другую сторону Голубой мечети город спускается к Мраморному морю густой, спутанной сетью улиц и переулков. Османские дома в традиционном стиле были построены на руинах Большого дворца византийских императоров.

Улица за улицей: Площадь Султанахмет

Два из наиболее почтенных памятников Стамбула, Голубая мечеть и Собор Св. Софии, стоят напротивдруг друга, разделенные зеленым сквером, неофициально названным Площадью Султанахмет, рядом с которой расположен Ипподром Византии. Кроме того в этой захватывающей исторической части города есть несколько музеев, в том числе Музей Мозаики, построенный над частью старого византийского Большого дворца, а также Музей турецкого и исламского искусства. Не менее занимателен тот факт, что культурные достопримечательности оглашаются криками разносчиковсимитов (бубликов) и продавцов ковров, а также щебетание ребятишек, продающих открытки.

Собор Святой Софии (Aya Sofya)

«Церковь святой мудрости», Святая София является одним из величайших архитектурных мировых сооружений. Более 1,400 лет она стоит как свидетель всех сложностей Византийской столицы в 6-м столетии. Она оказала большое влияние на архитектуру последующих веков. Огромное сооружение было построено в ранний период христианства и открыто императором Юстинианом II в 537 году. В 15 веке турки превратили собор в мечеть: минареты, гробницы и фонтаны относятся к тому периоду. Чтобы помочь поддержать большой вес конструкции, экстерьер неоднократно укрепляли, что частично скрыло его первоначальную форму.

Исследуя собор Святой Софии

Спроектированный в качестве земного зеркала рая, интерьер собора Святой Софии передает поистине небесное чувство. Здесь главным художественным приемом является сверкающие живописные мозаики – остатки былого украшения, которые когда-то покрывали верхние стены, но сейчас большинство из них исчезло. Выдающиеся произведения византийского искусства датируются 9-м веком и позднее, после иконоборческого периода. Некоторые узорные мозаики потолков, частично те, которые украшают притвор и граничащую с ним церковную паперть, все же являются частью исходного убранства 6-го века.

Цокольный этаж

Первые из сохранившихся византийских мозаик можно увидеть над Царскими Вратами. Сейчас это всеобщий вход в церковь, однако, первоначально через негоразрешалось входитьтолько императору и его окружению. Мозаика «Иисус Христос на троне, а подле император на коленях»(1) датируется 886-912 годами. Под императором понимается Лев IV Мудрый.

Самые заметные черты на ступице цокольного этажа – это те, которые были добавлены османскими султанами после того как Стамбул был захвачен в 1453 году, а собор переделан в мечеть.

Михраб – место указывающее направление на Мекку, было установлено в апсиде церкви прямо напротив входа. Ложе султана(3) по левую сторону от михраба было построено братьями Фоссати. Эти итальяно-швейцарские архитекторы принимали участие в реконструкции собора Святой Софии для султана Абдула Месита в 1847-9 годах.

По правую сторону от михраба находится кафедра(4), которая была установлена Муратом III (1574-95). Он также воздвиг 4 мраморные платформы(5) для чтения Корана. Самая большая из них прилегает к кафедре. Узорная мраморная площадка для коронации(6) , находящаяся около кафедры, означает предполагаемую площадку для трона византийского императора, или центра земли. По близости, в южном крыле здания, находится библиотека Махмуда I(7), которая была построена в 1739 году, вход в которую осуществляется через декоративную бронзовую дверь.

Через ступицу, между двух колонн, расположен трон проповедника(8), сделанный из мрамора в 17-ом веке, - это вклад Мурата IV (1623-40). За ним располагаются маскуры(9). Эти низкие огражденные платформы располагались возле стен и колонн, так, чтобы пожилые люди могли сидеть, слушать и читать Коран.

В северо-западных и западных углах собора находятся две мраморные урны(10), полагают, что они принадлежат эллинистическому либо ранневизантийскому периоду. Прямоугольная колонна, находящаяся за одной из урн, называется колонной Святого Григория Чудотворца(11); считается, что она обладает исцеляющими силами.

Покидая церковь, проходишь воинскую церковную паперть, названную так, потому что в этом месте воины императора ожидали его, пока он молился. Оглянись, когда проходишь паперть, и ты увидишь прекрасную мозаику «Богоматерь с Константином и Юстинианом»(12) над дверью. На ней изображена сидящая Мария с младенцем Иисусом на руках, а по бокам стоят два величайших императора государства.

Константин справа дарит ей город Константинополь, а Юстиниан предлагает ей собор Святой Софии. Эта мозаика была сделана намного позже правления этих двух императоров, примерно в 10-ом веке, во время правления императора БэзилаII. Посетители покидают церковь через дверь, которая когда-то была сделана специально для императора, так как располагалась близко к Великому дворцу.

Галереи

Уклон ведет от цокольного этажа к северной галерее. Здесь, в восточной части великой северо-западной эстакады можно увидеть мозаику 10-го века, на которой Император Александр держит в руках череп(13). В западной части той же самой эстакады изображена средневековая роспись галеона с поднятыми парусами. Единственная вещь, представляющая интерес в западной части галереи – это зеленый мраморный диск, указывающий на расположение трона императора Византии(14).

Многое можно увидеть в южной галерее. Все начинается с прохождения через врата «Рая и Ада»(15) –дверной проем, о котором мало что известно, кроме того, что он был установлен еще до нашествия османов.

За углом, по правую сторону после прохождения ворот находится мозаика Деисус, изображающая богоматерь Марию и Иоанна Крестителя вместе с Христом Вседержителем. В углу напротив этой мозаики находится могила ЭнрикоДандало, дожа венецианского, который был ответственным за разграбление Константинополя в 1204 году. В последнем отсеке южной галереи находится еще две мозаики.

Та, что находится справа – это богоматерь, держащая Христа, по сторонам от нее находятся император ИоаннIIКомнин и императрица Ирина(16). Другая показывает Христа с императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей(18). Лица императора и императрицы были изменены.

Восемь деревянных дощечек(19), содержащие каллиграфические надписи, нависают над ступицей на уровне галереи. Вдобавок к именам братьев Фоссати, на дощечках написаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, имена первых четырех калифов, а также Хасана и Хусейна, имена двух внуков пророка, которых почитают за мучеников.

Верхние стены и купол

На апсиде господствует большая и потрясающая мозаика богоматери с младенцем Иисусом в подоле(20). Две другие мозаики на апсиде изображают архангелов Гавриила(21) и Михаила(остались лишь некоторые фрагменты мозаики), находящихся напротив друг друга.

Открытие этих мозаик в пасхальное воскресение 867 года знаменовало триумфальное событие – празднование победы над иконоборцами. Три мозаики-портрета святых(22) украшают северный тимпан и видны с южной галереи и ступицы. Слева направо они изображают Святого Игнатия Младшего, Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца.

В четырех парусах (треугольные вогнутые участки в основании купола) находятся мозаики шестикрылого серафима(23). Одна из мозаик в восточном парусе датируется 1346-55 годами, тем не менее,они могут быть копиями значительно более древних мозаик. Мозаики, располагающиеся в западной части, являются имитациями 19-го века, добавленные сюда братьями Фоссати.

Сам великий купол(24) украшен письменами из Корана. Когда-то эти надписи были покрыты золотом, и звук осыпающейся мозаики был хорошо знаком посетителям церкви вплоть до 19-го века, пока собор не отреставрировали.

Цистерна Базилика

Эта огромная подземная водная цистерна, красивая деталь византийского проектирования, самая необычная достопримечательность, которая привлекает к себе внимание всех посетителей города. Несмотря на то, что ранее здесь могли быть небольшие цистерны, это водное хранилище было создано в 532 году Юстинианом, в основном для того, чтобы удовлетворять растущие потребности Большого Дворца, а с другой стороны Ипподрома. Примерно около века после завоевания города, османы не знали о существовании цистерны. Она была вновь открыта после того, как было замечено, что люди набирают воду и даже ловят рыбу, опуская ведра через дыры в своих подвалах.

Посетители идут по дорожкам, где классическая музыка смешивается со звуками капающей воды. Крыша цистерны удерживается 336 колоннами, каждая из которых 8 метров в высоту.

На сегодняшний день видно только около две трети изначальной постройки цистерны, вся остальная часть была заложена кирпичами в 19-ом веке.

В дальнем левом углу две колонны покоятся на остатках от головы Медузы. Эти остатки – свидетельство грабежа византийцами более ранних памятников. Считается, что они указывают на нимфею, храм водных нимф.

Источник - livetrips.ru

Почта - Levika_23@mail.ru